
Лучшим подарком ко Дню науки для многих саровчан – любителей театра и кино - стал визит в наш город народной артистки России Ольги Прокофьевой. 8 февраля на сцене Дома ученых ВНИИЭФ она вместе с заслуженным артистом России Виталием Ленским и композитором и пианистом Олегом Михайловым показали спектакль-концерт «Кто знает - вечность или миг...», куда вошли произведения ее любимых авторов - рассказы Надежды Тэффи и Аркадия Аверченко, отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» и, конечно, стихи Беллы Ахмадулиной, чье творчество она обожает. Строчкой из стихотворения Беллы Ахмадулиной и назван спектакль.
«Эта поэтесса очень повлияла на мое мировоззрение, - признается Ольга Прокофьева. – Да, эта любовь пришла не сразу, но с возрастом я стала больше понимать ее поэзию. В свое время этот спектакль мы ставили вместе с Валерием Гаркалиным, тоже большим поклонником творчества Беллы Ахатовны».
Удивительно, но судьба подарила Ольге Прокофьевой несколько встреч с поэтессой.
Ольга Прокофьева: «В 1987 году театр имени Владимира Маяковского в рамках одного фестиваля выезжал на гастроли в Лондон. Мы привозили спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». В рамках фестиваля проходило несколько творческих вечеров, где можно было увидеть Беллу Ахатовну с Борисом Мессерером. К сожалению, мы на эти вечера не попадали, потому что как раз шли спектакли – мы отыграли семь спектаклей за неделю. Но зато потом пересеклись на приеме в посольстве. Белла Ахатовна сама к нам подошла, начала общаться, шутить, и мы, молодые двадцатилетние актрисы, слушали ее, раскрыв рот.
А вторая встреча вышла вообще смешной. В поезде «Москва-Санкт Петербург» мы с Валерой Гаркалиным ехали на гастроли, и рядом, в соседнем купе, оказалась Белла Ахатовна с мужем. Валера все рвался: «Я сейчас подойду, подойду!» Я говорю: «Валера, ну двенадцать часов ночи, куда ты пойдешь. Неудобно же». Но не успела я свою подушку разложить, слышу, как Гаркалин в соседнем купе уже читает Белле Ахатовне стихи Беллы Ахатовны. И я, забирая его оттуда, поймала себя на мысли, что и сама уже сижу у них в купе и цитирую свои любимые строчки…
А с мужем Беллы Ахмадулиной Борисом Мессерером мы еще не раз пересекались: он театральный художник, оформлял некоторые наши спектакли, делал сценографию, сочинял костюмы. Мы с ним вместе работали в спектакле «Валенсианские безумцы».
Саров встретил актрису чистым снегом.
«Это было удивительно, - признается она, - после абсолютно бесснежной Москвы и гастролей по регионам, где тоже не было снега, увидеть в Сарове мужчину, который шел с беговыми лыжами в лес (смеется). Вся моя семья любит лыжи, но сейчас в Москве все парки стоят голые, к сожалению…».
В Сарове, по признанию актрисы, она была давно - приезжала со спектаклем. В те гастроли посмотреть город не довелось, но на этот раз, несмотря на усталость после дороги и короткий сон, московские артисты выразили желание посетить самые намоленные места.
Ольга Прокофьева: «Мы приехали рано утром. Наш устроитель, Алексей Борисович Михайлов, любезно согласился нас сопровождать и оказался прекрасным экскурсоводом. Он здесь родился и с такой любовью рассказывал о городе, о Серафиме Саровском, такие интересные факты, что я, если честно, была потрясена. Мы посетили пустынки, накупили сувениров, заказали молитвы о здравии родных и близких. Так что уезжаем одухотворенные, с багажом новых знаний и впечатлений».
- Как вы обычно восстанавливаетесь после гастролей?
Ольга Прокофьева: «Вы знаете, все компенсируется энергией зрительного зала. Каким бы не был энергозатратным спектакль, когда понимаешь, что не зря приехал, когда зал тебе стоя аплодирует, появляются новые силы. Как будто батарейку перезарядили. Я рада, что на таких концертах-спектаклях могу делиться со зрителями тем, что мне самой очень дорого. Своими любимыми произведениями. В рамках антрепризного спектакля такого не сделаешь. Когда обсуждали с коллегами, что исполнить во втором отделении, я решила - пусть это будут некрасовские «Русские женщины». В театре имени Владимира Маяковского в Москве у нас есть спектакль, который называется «ИСТОрии», где каждый артист представляет свою «историю». И в рамках этого спектакля мы с художественным руководителем театра Егором Михайловичем Перегудовым решили сделать некрасовскую историю - сегодня вы увидели ее концертный вариант. Когда я смотрела в глаза вашей публики, понимала, что вы готовы такую драматургию воспринимать. Спасибо за искренние эмоции и отдачу!»
- Знаю, что актеры - суеверные люди. И перед спектаклем наверняка у всех есть свои ритуалы, приметы... А у вас?
Ольга Прокофьева: «Безусловно, перед каждым выходом на сцену испытываешь волнение: публику нужно заинтересовать, привлечь. Нам очень важно, как начитается встреча со зрителем, как проходит. Поэтому в день спектакля актера, наверно, цепляет все: какой сегодня день недели, какая погода, какие события в мире… не дай Бог зазвонит телефон в зале! (смеется) - все это вкупе воздействует».
- А у вас своя ритуальность в этом плане есть?
Ольга Прокофьева: «Есть, но она минимальная. Какие-то свои маленькие предубеждения и приметы по жизни, которым – да, немножко веришь».
- На каких театральных подмостках сегодня можно увидеть актрису Ольгу Прокофьеву?
Ольга Прокофьева: «Театр Маяковского, конечно. Это моя вечная любовь. Следующий сезон у меня там будет сороковой, юбилейный. Так что этот театр уже точно – моя судьба. Есть и альтернативные проекты - постановки, с которыми мы катаемся по России, и это нам нравится. Потому что сам театр на гастроли выезжает редко - это дорого. А такие антрепризные проекты – среди которых бывают очень удачные постановки - позволяют удовлетворить потребность публики в других городах. Ну и еще люблю филармонический формат. Когда Московская филармония приглашает на чтецкие вечера с оркестром, с удовольствием участвую».
- А кино?
Ольга Прокофьева: «Безусловно. Звонят, зазывают, и я стараюсь в своем театральном графике выделять время для кинопроектов».