
Особняк известного банкира и мецената Степана Павловича Рябушинского давно привлекал мое внимание, и в эту поездку в Москву я точно решила его посетить.
В этом здании прекрасно все
Надо сказать, что «вживую» этот дом оказался еще более прекрасным, чем на фотографияx, что я видела в интернете. Стиль модерн – один из моих любимых, но это здание не может не понравиться даже тем, кто об этом направлении ни разу не слышал.
Архитектором здания выступил знаменитый Федор Шехтель. Надо сказать, что снаружи дом, конечно, привлекает внимание, но внутри – это настоящее произведение искусства. Каждая мельчайшая деталь, вплоть до дверныx ручек, уникальна, возле любого элемента отделки можно стоять, не уставая любоваться.
В этом здании прекрасно все: витражи на дверях, причудливо изгибающиеся линии украшений, решетки на окнах, деревянные части декора и, конечно, лестница. Огромные каменные перила словно застывшая волна несут вас на второй этаж. Особого внимания заслуживает внушительных размеров светильник, начинающийся на первом этаже и уходящий вершиной почти на уровень второго. Он похож на огромную медузу - морское чудище с панцирем, инкрустированным перламутром, и зловещими свисающими вниз щупальцами. А темно-красная колонна с обвившей ее змеей?!..
Я поднималась и спускалась по этой лестнице несколько раз, чтобы запечатлеть даже небольшие фрагменты этого великолепия дизайнерской мысли. Гостям особняка можно посидеть на небольшом балкончике возле лестницы, отделанном витражами и витыми металлическими украшениями.
Кстати, этот дом имеет один секрет. Когда я уже собралась его покидать, обратила внимание на не очень приметную лестницу и надпись рядом - «Моленная». Из любопытства пошла по указателям и попала… да-да, в моленную комнату. Дело в том, что хозяева были старообрядцами, а в то время такое вероисповедание не приветствовалось, потому и была сделана отдельная лестница, ведущая в святая святых. Внутри очень похоже на православный храм. Комната кажется больше за счет купола и прекрасных архитектурных пропорций. Стены расписаны символами первых христиан: рыбой с крестом над ней и надписью по–гречески «Ихтус», в которой зашифрована древнейшая формула Символа веры (Иисус Христос Божий сын Спаситель).
Перегородка алтаря не сохранилась, зато прекрасно сохранился паркет, повторяющий рисунок лучей солнца, словно льющихся на молящихся сверху. В небольшой комнатке рядом с моленной расположилась экспозиция о жизни рода Рябушинских.
Впрочем, особняк Рябушинского - не просто красивый в арxитектурном плане дом. Это дом, в котором шесть лет, до самой своей кончины, жил известный советский писатель Алексей Максимович Горький. После революции в нем размещались разные учреждения - от детского сада до Госиздата, а в 1931 году он был предоставлен Алексею Максимовичу, вернувшемуся из Италии.
Кстати, сам Горький этот дом не выбирал. За два месяца до приезда он даже писал секретарю о доходящих до него слухах: «Для Горького ремонтируется какой-то дворец или храм Христа Спасителя. Мое поселение во дворце или храме произведет справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в хлевах».
Однако писателя все же привезли в особняк, который, по мнению некоторых его коллег, ему «не подходил» (так Ромен Роллан утверждал, что «Горький не вписывается в эти декорации»). Но постепенно Алексей Максимович привык и обжил дом.
Надо заметить, что обстановка, в которой жил писатель, была довольно скромной. Привлекает внимание большая столовая с длинным столом, за которым Горький встречался с пионерами, артистами МХАТа на читке своих пьес и другими посетителями. Здесь перебывали практически все литераторы – дом Горького заменял им писательский клуб. Все из дерева - диваны, кстати, неплохо сохранившиеся, обтянуты «по моде» того времени темно-коричневой кожей. Библиотека с большим количеством книг (но те, которые писатель штудировал в данный момент, находились на полке в спальне, рядом с кроватью).
Очень понравился кабинет с огромным столом, сделанным по спецзаказу писателя. На нем всегда лежали разноцветные карандаши, ручки, листы бумаги, а на витринных шкафах над камином разместилась коллекция восточных статуэток из кости XVIII-XX веков. Рядом – китайская мебель. Кстати, основная тема декора, придуманная Шехтелем, – лавровая ветвь. Она повторяется в резьбе дверей, окна, дверных ручек и даже в рисунке витража.
Сейчас в музее можно увидеть еще и выставку картин братьев Кориных, которые очень органично вписываются в основную экспозицию и, собственно, часть из них постоянно ее украшает. Так, в кабинете висит копия известной работы Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» кисти Александра Корина, и рядом – «Панорама Сорренто» с дарственной надписью художника. Важнейшей частью экспозиции является и серия акварелей мест, связанных с жизнью писателя. А на втором этаже посетители могут увидеть портреты Горького кисти Павла Корина.
Рассказывать об этом доме можно бесконечно, но лучше все-таки один раз все увидеть самому. Тем более, что цена за посещения более чем демократичная, и есть скидки.
Сказочный белый дворец
Продолжить свое путешествие по Москве я решила осмотром еще одного дома. Особняк Арсения Морозова, также известный как Дом приемов Правительства РФ, напоминает сказочный белый дворец с ракушками на стенах – это одна их архитектурных жемчужин столицы. Внутрь, конечно, просто так не зайдешь, но лицезреть его снаружи и насладиться работой зодчего вполне реально.
Дом был построен в конце XIX века и сочетает в себе элементы мавританского и восточного стилей. Декор башен напоминает короны восточных правителей, а ракушки переносят вас мыслями на морское побережье.
И, наконец, еще одно здание, являющееся, как сообщает нам интернет, – памятником лужковской эпохи – дом-яйцо ярко красного пасхального цвета. Он был спроектирован архитектором Сергеем Ткаченко и построен в 2000-2002 годах. Первоначально он планировался как родильный дом.
Площадь его достаточно большая, однако из-за такой причудливой формы используется не в полной мере. Дом, кстати, имеет огромную цену (внутри он отделан натуральным деревом, мрамором и венецианской штукатуркой) и до сих пор не нашел хозяина. Прийти, посмотреть и запечатлеть его на память, думаю, стоит.