
(Продолжение)
Когда мы с племянницей решили поехать в Ногинск и размышляли, что посмотреть, в первую очередь выбор пал на музейно-выставочный комплекс - давно мы не бывали в краеведческих музеях. Музей посетили с большим интересом, а некоторые экспонаты нас и вовсе удивили.
Почему Екатерина II?
Начнем с территории, прилегающей к музею. На небольшой площади стоит высокая стела, на которой расположен памятник Екатерине II – подарок к 225-летию города. Именно по ее указу в 1781 году село Рогожи стало городом Богородском и получило свой герб. Скульптура золотого цвета была изготовлена в Туле.
Не могу сказать, что мне сильно понравился памятник, поскольку стела очень высокая и нормально рассмотреть императрицу сложно. Но в целом место атмосферное: рядом фонари, очень напоминающие питерские, можно посидеть на скамейке, посозерцать окрестности. Кстати, скамейка эта не простая, а в честь столетия «Богородских вестей». Не отказала себе в удовольствии запечатлеться на месте, посвященном моим коллегам!
Кроме того, на подножии постамента, посвященного императрице, расположены барельефы знаменитых людей города, живших здесь в разные времена начиная с XVIIIвека: промышленники и меценаты А.И.Морозов, С.М.Шибаев, А.Ф.Елагин; спортсмены Г.Федотов и С.Сорокин; летчики А.Беляков и В.Михайлов; патриарх Пимен; Герой Социалистического Труда Л.И.Ананьева; герой Отечественной войны 1812 года Герасим Курин; архитектор Лем.
.jpg?no-cache=1739113695929)
Хороший Мамонтеныш
Сам музей с виду не очень большой, однако залов в нем много. Когда вошли в первый, сразу вспомнились строчки из «Бронзовой птицы» - одной из моих любимых книг детства: «Генка оказался прав. Первое, что они увидели при входе в музей, были именно бивни мамонта».
Здесь они тоже были - вернее, берцовая кость, нижняя челюсть и зубы, а от бивней были только части. Не знаю, может быть, я давно не видела ничего подобного, но они меня поразили. Рядом с экспозицией находится плакат с мамонтенком Мирошей, нарисованный ученицей ногинской гимназии, и посвященные ему милые строчки из детского стихотворения: «Давным-давно Мироша жил/На нашей малой Родине./Давным-давно Мироша был/Хорошим Мамонтенышем./Давным-давно, но не сейчас,/Ведь нет его теперь, -/Исчезли мамонты с земли,/ их не вернуть, увы».
Интересно было посмотреть на окаменевшие раковины архейской и протерозойской эпох и следы поселений, найденные на месте современного Ногинска в ходе археологических раскопок.
Нескончаемая молитвенная дорожка
Самым увлекательным для меня оказался зал, где была представлена одежда, книги и другие предметы быта XIX–начала XX веков. Когда я покупала билет в музей (надо отметить, что цены там чисто символические, еще и скидки для разных категорий), обратила внимание, что на некоторых магнитиках с видами города есть перо и бумажный свиток – явная отсылка к литературному творчеству. И тогда задалась вопросом – почему? - ответ получила в этом самом зале.
Оказывается, в Ногинске жили и работали Борис Пильняк и Александр Перегудов. Каждому из писателей посвящен стенд, где находятся не только написанные ими книги, но и личные вещи. Заинтересовала старообрядческая лестовка, которую подарили Перегудову при сборе материала для книги. Раньше я никогда не слышала о таком предмете: оказалось, что лестовка сродни нашим четкам - нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетенных между собой твердых кожаных ступенек.
Также уроженцем Ногинска является профессор С.И.Чечулин – создатель первого в мире аппарата искусственного кровообращения, об этом факте я узнала из материалов еще одного стенда.
Фабричный город промышленника Морозова
В Ногинске есть много мест, связанных с промышленником Морозовым. И это понятно, ведь именно благодаря ему здесь был построен самый настоящий фабричный город – не только мануфактура и производственные корпуса, но и дома для служащих и общежития для рабочих (так называемые «морозовские казармы» в стиле модерн), а также училища, гимназия, родильный приют, аптека, библиотека и даже досуговый клуб. Многие из этих зданий сохранились до сих пор.
А в бывшем мужском училище Богородско-Глуховской мануфактуры, где обучались дети крестьян для последующего устройства на фабрику, находится красивая школа с лепниной и лестницей с коваными перилами в стиле модерн, с майоликовым фризом на фасаде.
Захар Саввич Морозов основал в 1847 году в городе мануфактуру, ставшую к концу XIX века крупнейшим текстильным предприятием в стране. Не удивительно, что в музее достаточно много места занимают вещи, связанные с жизнью промышленника. Поразило количество образцов ткани и пряжи, собранных в специальные книжечки и небольшие стендики - нам бы сейчас такое количество и такое качество!
Также в этом зале представлены три швейные машинки. И если с «Зингером» я знакома, то еще один экспонат вызвал вопрос – мы с племянницей, которая хорошо умеет шить, так и не смогли понять, как двигается нить.
Подлинники кисти Левитана, Рокотова и Айвазовского
А еще меня поразило чугунное надгробие на могиле Квирина Кульмана, причем не столько весом и масштабом, сколько историей: оказалось, что его сожгли за революционные взгляды! В Москве! Я наивно полагала, что такой кошмар могла творить только инквизиция в Средние века (немецкого поэта-мистика сожгли в 1689 году, при Петре I, в срубе как еретика – это была традиционная в России казнь для раскольников. Так же, например, в 1682-м был казнен и знаменитый предводитель старообрядцев протопоп Аввакум, – авт.).
Интересен музей еще и тем, что оборудован интерактивными стендами. Здесь же можно увидеть фильмы по истории Ногинска.
Что еще меня изумило, так это наличие в одном из залов подлинников кисти Левитана, Рокотова и Айвазовского. Увидеть подлинники известных художников в маленьком, не туристическом городке – какое-то чудо!
Интересно было посмотреть и на картины современной художницы из Ногинска, участницы российских и международных выставок Ирины Полюляевой. Особенно понравилась работа, навеянная творчеством Шагала: «Пролетая над Ногинском. Ржавый ангел», где в облаках и снежных хлопьях летит гитарист, а навстречу ему – заводной ангел.
Ногинск останется для меня необычным сплавом старого уездного города, дореволюционных зданий в стиле модерн и подмосковной современности.