Как живут герои Пушкина двести лет спустя? В Саровском театре поставили «Повести Белкина»

Новый театральный сезон в Саровском театре драмы открылся постановкой к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина – в минувшие выходные зрители увидели «Повести Белкина» (вольный пересказ). Ставили московские режиссер Андрей Маник и художник Мартын Степанов. С их творчеством наш зритель встретился впервые. 

Что увидела я из зрительского кресла? Красной нитью через всю постановку проходит вопрос-размышление: что такое Пушкин для современного человека – тебя, меня, соседа по креслу? Все мы из разных поколений, и для каждого из нас Александр Сергеевич олицетворяет что-то свое: кому-то он преподнес бесценные жизненные уроки еще в школе, кто-то, как артист Руслан Шегуров (Белкин), сыграл в постановках по его произведениям множество разнообразных ролей. А для кого-то, как признался молодой актер Лев Арустамов (Пушкин), он… просто статья в Википедии: родился, жил, написал, женился, погиб… 

Так как же играть его в наше время? Молодой режиссер родом из Тюмени, уже поставивший ряд нашумевших «экспериментальных» спектаклей в столице и не только («Ричард», «Три сестры»), совместно с саровскими артистами предложил свою версию классики.

Пушкин в спектакле остался – именно его практически не измененный текст (слава Богу! а я-то боялась…) составляет основу действа. Но в этот классический текст вплетены то тут, то там приметы современности: шуточки, характерные выражения. Да и одеты герои в клетчатые рубашки, пижамы, которые, по нынешней моде сочетать несочетаемое, надеты вместе с панталонами и камзолами, цилиндрами и фуражками из XIX века. А на ногах – кеды! Выглядит забавно, но вполне в духе времени. Честно говоря, я и сама пришла в театр в юбке-пачке и кедах…

Еще одна мысль, которую я для себя отметила в постановке – тот самый «маленький человек», которого в «Повестях Белкина» изобразил Пушкин и с которых, собственно, и взяла начало эта тенденция в отечественной литературе, - во все времена один и тот же: так же радуется, грустит, переживает о несправедливости и своем бессилии перед ней… И это опять-таки то, что приближает нас к временам Пушкина, роднит с ним.

Да и сам Александр Сергеевич в постановке просто человек. Спрыгнув с пьедестала, он вместе с сотрудниками театра таскает из-за кулис столы, развешивает люстры и т.п. Вообще, закулисье постоянно вторгается в действо, как бы разрушая «стену» между актерами и зрительным залом, показывая нам: всё, что происходит с героями Пушкина, случается и с нами – здесь и сейчас.
Сцены «Повестей Белкина» поставлены в разных жанрах: здесь и мелодрама («Метель»), и комедия («Барышня-крестьянка»), и пародия («Выстрел»), и настоящая душераздирающая драма («Станционный смотритель»). Есть и мистический триллер с элементами сатиры («Гробовщик»).

Некоторые герои и сюжеты оказались довольно сильно переработанными. Так, мрачный бретер Сильвио (Павел Козлов) из повести «Выстрел» в саровской постановке превратился в психа-неадеквата в шутовском колпаке, а мертвецы, которые у Пушкина обвинили гробовщика Адриана (Андрей Кочетков) в шулерстве с гробами и погребальными нарядами и накинулись на него, в нашей постановке мирно посидели с ним и попели песни… Лиза-барышня (Мария Раздобарина) и Лиза-крестьянка (Анфиса Карманова) превратились в две разные ипостаси одной героини. 

Актеры в спектакле выступили как единый слаженный коллектив – играли с душой, были искренни и органичны. Кульминацией постановки стала повесть «Станционный смотритель» с Анатолием Наумовым в роли Самсона Вырина. Он в очередной раз показал себя как драматический актер огромного накала и масштаба. Его герой – не просто «маленький человек», сокрушающийся от потери любимой дочери. Это по-настоящему, глубоко трагический персонаж, так и не увидевший счастья и справедливости.

В целом постановка, безусловно, побуждает задуматься о героях Пушкина – и, конечно, перечитать его книги. И это уже неимоверно много в наше время!


«Посбивать бронзу» с Александра Сергеевича

Завлит Саровского драматического театра Ольга Логинова поделилась своими наблюдениями за подготовкой спектакля. Она рассказала, что режиссер ежедневно давал актерам задания – придумать себе историю. Поэтому все лирические отступления, реплики, не относящиеся к тексту Пушкина, приносили сами артисты. Например, Кирилл Морозов во время спектакля зачитал «цитату о смерти №45». Так вот, новую цитату о смерти он приносил практически на каждую репетицию. При этом режиссер кое-что вычищал, но многое оставлял. И поэтому каждый спектакль уникален тем, что актеры будут произносить разные реплики из заготовленных ими. 

Ольга Логинова: «Все полтора месяца подготовки спектакля артисты существовали в режиме импровизации. Конечно, у них есть затверженные тексты – и это как раз текст Пушкина. Все остальное – сплошная импровизация. Если кто-то из зрителей решит прийти на нашу постановку во второй раз, он увидит в чем-то другой спектакль. Да, канва останется прежней, но импровизационное наполнение, которое придает ему живость и отправляет нас в современность, будет постоянно меняться».

Для артистов работа над спектаклем стала очень серьезным тренажем, оказалась полезной для их творческого развития. Такой подход к работе с актерами и материалом, когда импровизации уделяется много места в спектакле, - новый для наших артистов и зрителей. 

Ольга Логинова: «Первый раз в нашем театре я видела, чтобы сняли кулисы – для артистов и цехов было очень непривычно. Зато это дало нам возможность создать ощущение бескрайности простора».

На вопрос, зачем решили осовременить Пушкина, завлит ответила, что это была изначальная концепция спектакля. «Задачей режиссера было «посбивать бронзу» с Александра Сергеевича, снять его с пьедестала и посмотреть, как живут его герои сейчас, почти двести лет спустя. Они не могут оставаться такими же – ведь современный читатель вкладывает в прочтение классических произведений свой собственный опыт. Хотелось, чтобы Пушкин в нашем спектакле был человечным, понятным, где-то даже смешным - живым», - рассказала она.