Фото:
Улица, танец, бит – свобода! Антон Козлов о своем пути в брейк-данс

Уличные танцы всегда привлекали молодежь самобытностью и свободой творчества. Ничего лишнего – только ты, площадка, комфортная одежда и «качевый» бит. Брейкинг, больше известный как брейк-данс, был на пике популярности в 80-е и 90-е годы. Казалось, что он устарел и остался в прошлом, но в 2017 году брейкинг официально признали олимпийским видом спорта, а затем включили его в соревновательную программу Олимпийских игр-2024.

 

Брейк-данс – это баланс

Саровчанин Антон Козлов вот уже два года преподает брейк-данс детям в Молодежном центре. А недавно он начал обучать взрослых на базе спорткомплекса ВНИИЭФ.

Антон Козлов: «Мое первое воспоминание о брейкинге уходит корнями в детство. Помню, как я сидел в родительской машине напротив музыкальной школы на ул. Ак. Харитона: люди шли по своим делам, дети торопились на занятия - привычная картина, и вдруг выходят парни, кладут картон посреди улицы и начинают танцевать и делать трюки. Я был под сильным впечатлением. Позже, когда я уже учился в школе, одноклассник показал мне видео с выступлением би-боев (парней, которые танцуют брейк – авт.), и это вызвало у меня большой интерес. На тот момент я увлекался силовым спортом – играл в хоккей, посещал лыжную секцию. Затем ушел с головой в кикбоксинг, но не покидало ощущение, что чего-то не хватает. Как-то к нам в зал пришли парни и стали танцевать брейк: оказалось, что мой тренер по боксу Валентин Юдакин когда-то тоже увлекался брейкингом и решил помочь знакомым, у которых не было площадки для тренировок. Я увидел, как здорово танцуют ребята, а тренер дал мне два CD-диска с записями международных соревнований по брейк-дансу. И я понял, что тоже хочу танцевать».

Переход в брейкинг стал для Антона важным шагом в поиске себя. Брейк-данс объединяет спорт и творчество, и в этом Антон нашел свой баланс.

Антон Козлов: «Я присоединился к ребятам, которые собирались в Доме молодежи. Их тренировал Артем Рябуха, можно сказать, что он - крестный отец саровского брейк-данса. Но когда я пришел, Артем служил в армии, и ребята тренировались самостоятельно. Они мне помогали, показывали движения, и все же многому пришлось учиться самому. Я ездил с парнями на соревнования в другие города, мы джемили на улице (джем в танцах – танцевальная импровизация, – авт.). После окончания школы я уехал в Нижний, поступил в вуз и уже не мог регулярно тренироваться».

Но Антон не представлял свою жизнь без танцев. Как часто бывает у студентов, денег на все не хватало, и он договорился с молодежным активом своего института и выбил зал.

Антон Козлов: «Мы договорились, что я буду обучать брейк-дансу студентов, и у меня будет возможность тренироваться в зале в любое удобное время. Это был мой первый опыт преподавания. А затем мне предложили поработать в студии танцев, которая располагалась в помещении заброшенного завода: люди покупали абонемент и приходили на занятия по брейкингу ради любопытства. Потом мне поступило предложение от более «прокаченной» студии, и я согласился – преподавал и параллельно тренировался сам, совершенствуя технику и находясь в поиске собственного стиля».

 

Перезагрузка: танец с чистого листа

После окончания университета Антон понял, что жить как раньше у него не получится: «Накрыла взрослая жизнь. Я нашел работу в Нижнем – участвовал в строительстве стадиона для Чемпионата мира по футболу-2018. Это был тяжелый физический труд, уставал сильно. Зарплату задерживали, и я мог надолго оставаться без денег. С меня как будто кто-то снял «розовые очки», и я понял, что жизнь – это не только танцы и движ (активная интересная жизнь, – авт.), это еще и проблемы, которые нужно решать, мучительный поиск себя. И с этим не так просто справиться».

Чтобы сэкономить деньги, он пешком преодолевал длинный путь из одного района Нижнего в другой, чтобы попасть в студию на тренировки. У него в голове крутились мысли о том, что делать дальше.

Антон Козлов: «Быт постепенно начал вытеснять творчество. Я был морально истощен и решил вернуться в Саров, чтобы взять передышку. Когда я приехал домой, то первым делом пошел на Лыжную базу. Сидел, много думал. И понял, что нужно все начинать с чистого листа».

Антон продолжил танцевать: он преподавал в Школе спортивных танцев «Storm Dance Studio» у Дениса Настагунина, проводил мастер-классы при участии Ольги Белошицкой – основательницы танцевальной студии «Кислород» в Сарове (сейчас Ольга живет в Санкт-Петербурге и является ведущей авторского проекта «Школа свободного движения», - авт.). Антон не терял связь с товарищами по брейку из других городов, участвовал в соревнованиях и джемах. Но то были только эпизоды, долгоиграющих проектов на тот момент не было.

Антон Козлов: «Переломным моментом стали «ковидные» времена. Все сидели по домам. Кого-то нахождение в четырех стенах лишало сил, у других же, наоборот, рождались новые идеи и проекты. Я осознал, что перестал связывать себя с танцами, и эта мысль больно ударила - столько лет заниматься брейк-дансом, преподавать, куда все подевалось? Я понял, что теряю себя, и с этим надо что-то делать. Летом 2021 года, когда ограничения сняли, я впервые за долгое время организовал со знакомыми ребятами джем на улице. В качестве площадки мы выбрали территорию около второй гимназии. Помню, как надел свои любимые кроссовки, сделал фото на телефон и выложил его в соцсеть с подписью «Начинается перезагрузка…».

 

Разговор с миром на языке движений

Сейчас Антон обучает брейкингу детей и взрослых - как парней, так и девчонок, участвует в танцевальных проектах и соревнованиях, не забывая о собственной «прокачке».

Антон Козлов: «Преподавание дает дополнительные возможности для личного роста. Когда тренируешься один, обычно замыкаешься на себе и своих ощущениях. А когда обучаешь других, объясняешь и показываешь движения, то смотришь на все шире – можно подметить технические нюансы и тонкости исполнения трюков. Иногда случаются настоящие открытия: бывает, что техническая ошибка при выполнении трюка становится новым прочтением, и на твоих глазах рождается новый танцевальный элемент. Этим мне и нравится брейкинг – это танец-импровизация, свобода самовыражения».

По словам Антона, брейк-данс сочетает удивительную пластику тела и сложность акробатических трюков. Для его исполнения необходима хорошая физическая подготовка и координация, чувство ритма, гибкость.

Антон Козлов: «Начать танцевать можно с любой физической подготовкой. Главное - желание трудиться и развиваться. Все остальное нарабатывается. Бывает, ко мне на занятия приходят новички, которые с ходу просят научить их крутиться на голове. Я предостерегаю ребят от опасных попыток: прежде чем выполнять сложные элементы, нужно научиться базовым движениям. А чтобы крутиться на голове, необходимо понимать технику исполнения и иметь сильные мышцы спины, чтобы не повредить позвоночник и шею. За каждым трюком стоят месяцы упорных тренировок. И еще важно помнить о творческой составляющей. Сейчас появилась странная тенденция: некоторые люди приходят на занятия по танцам, чтобы похудеть. Танец становится фитнесом. Но брейкинг – это история не про фитнес, и это не просто набор трюков, а выразительный язык движений, на котором человек разговаривает с окружающим миром».

 

Шанс найти свой путь

По словам Антона, брейкинг относится к хип-хоп культуре, также как и граффити, реп, диджеинг. Этот уличный танец зародился в начале 70-х годов в Нью-Йорке, в нашей стране он стал популярен в 80-90-х годах. Брейк-данс всегда противопоставлялся классической хореографии.

Антон Козлов: «Долгое время считалось, что брейкинг – это танец парней из бедных районов. Изначально так и было. Известные би-бои рассказывают, что занятия уличными танцами помогли им вырваться из бедности, это был шанс найти свой путь, не упасть на дно и поверить в себя. Сейчас брейк-данс – это танец для всех, вне зависимости от финансового положения. Но вместе с этим все чаще стали возникать споры на почве андеграунда (это совокупность направлений искусства, которые противопоставляются массовой и официальной культуре, – авт.). Когда брейкинг был официально признан спортивной дисциплиной и включен в программу Олимпийских игр, в рядах би-боев произошел раскол. Одни утверждают, что брейкинг должен оставаться внесистемным, иначе будет утрачен дух свободы. Другие, наоборот, видят новые возможности и мотивацию для развития. Мне понравилось мнение би-боя Яна Немаловского, который стоял у истоков развития брейкинга в нашей стране: если опытные танцоры, занимающиеся брейк-дансом, останутся в стороне и откажутся от судейства, соревнования международного уровня могут быть отданы в руки тех, кто ничего в брейкинге не понимает. Пусть лучше этим занимаются профессионалы».

По мнению Антона, брейк-данс продолжает развиваться, хотя набор трюков и элементов практически достиг потолка и все они доведены до предела: «Но остается огромное поле для творчества - креативность и импровизация. Да, основные элементы давно известны и отработаны, но как их подаст танцор, как объединит – вот загадка и повод для удивления.

Что мне больше всего нравится в брейк-дансе? То, что я могу выйти на улицу, выбрать любую удобную площадку и на фоне привычного городского пейзажа создать танец «из ничего». Наверное, это и есть жизнь в моменте. Это настоящая свобода».